Наш эксперт – доктор медицинских наук, профессор, врач-хирург Сергей Капранов.

При любом заболевании происходят изменения органов, в том числе и сосудов, которые, словно карта дорог, пронизывают весь наш организм. Воздействуя на тот или иной сосуд, можно добиться либо выздоровления, либо по крайней мере существенного облегчения состояния.

Как это происходит?

Операция проходит под контролем рентгеновского телевидения. Стоит огромный дорогой аппарат (ценой в 2–2,5 млн долларов), который выделяет очень малое рентгеновское излучение из трубки. Оно «прошивает» организм пациента и ловится оптическим электронным преобразователем, который улавливает эти лучи и создаёт изображение высокой чёткости на огромном мониторе. Компьютерная обработка усиливает детализацию изображения в тысячи раз, поэтому при минимальной дозе облучения хирург имеет картинку фантастически высокого качества. При помощи функции увеличения хирург может вывести изображение, сделав его почти в 10 раз больше. Так, сосуд, в реальности имеющий ширину 2 мм, выглядит шириной с палец. К тому же в область воздействия вводится красящее вещество, что ещё более облегчает задачу. Хирург, управляя специальными манипуляторами, направляет инструменты туда, куда ему нужно.

Кстати
Если раньше диагностика сердечно-сосудистых заболеваний заключалась лишь в проведении ЭКГ и прослушивании фонендоскопом, то сегодня также есть контрастная компьютерная томография (КТ), которая позволяет подробно исследовать сердечно-сосудистую систему пациента и выбрать оптимальный способ лечения (в том числе хирургический). Это исследование даёт врачу возможность заранее спланировать весь ход операции.

О преимуществах

Эндоваскулярная (то есть внутрисосудистая) рентгенхирургия имеет множество плюсов. 

Не нужен наркоз. Всё вмешательство проходит под местной анестезией. Пациент в сознании, пока идёт операция, лежит себе, слушает музыку. Это позволяет лечить больных любого возраста – как очень пожилых, так и новорождённых.

Быстрый результат при минимуме побочных эффектов. Если при традиционной сердечно-сосудистой хирургии необходимо вскрывать (то есть распиливать) грудную клетку, останавливать сердце, запускать искусственное кровообращение, то при эндоваскулярном методе весь процесс лечения занимает 10 минут под местной анестезией. В нейрохирургии, при операциях на головном мозге уже не нужно сверлить череп, делать трепанацию – достаточно через бедренную артерию ввести стент, который за минуты достигнет нужного сосуда в голове, встанет на место и раскроется, устранив участок ишемии (опасного сужения). Также за считаные минуты можно устранить тромбоэмболию, вставив кава-фильтр, который не даст оторвавшемуся тромбу никуда улететь, что поможет сохранить пациенту жизнь. 

Незначительный реабилитационный период. Пациенты покидают клинику либо в тот же день, либо через 2–3 суток. Плюс прекрасный косметический результат.

Универсальность. За исключением редких ситуаций этот метод подходит практически всем. И применяется где угодно: в неврологии, сосудистой и общей хирургии, урологии, гинекологии, при лечении терапевтических заболеваний (гипертонии, например), при тромбоэмболии, лёгочной недостаточности, опухолях. Если называть конкретные заболевания, придётся потратить много времени, так как список Минздрава, где перечисляются конкретные показания для эндоваскулярной хирургии, занимает 10 листов. Среди них, кстати, не только хирургические, но и терапевтические. Например, гипертония. Допустим, если давление хронически повышается из-за того, что просвет почечной артерии закрывает атеросклеротическая бляшка, то нормализовать его таблетками не получится, а эндоваскулярное стентирование решит проблему за считаные минуты. Или взять, например, аденому простаты. Мужчины годами мучаются из-за проблем с мочеиспусканием, нарушением потенции, а эндоваскулярный хирург проводит эмболизацию артерий, питающих аденому, и к мужчине возвращаются радость жизни и сексуальные возможности.

Обратимость. Очень важное достоинство рентген-хирургии  в том, что она следует принципу Авиценны: «Не навреди». То есть не даёт необратимого эффекта и не осложняет проведение дальнейшего лечения, как, например, делает традиционная хирургия, после которой эндоваскулярный метод зачастую бывает затруднителен или даже невозможен.

Read Full Article